Капитан, капитан, улыбнитесь!
Рабочий кабинет помощника начальника областного Управления по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности Александра Молькова напоминает командирскую каюту на корабле. На столе военно-морской флаг, на стенах картины, особая атрибутика, связанные со службой на флоте.
Александр Владимирович- капитан первого ранга, был связан с морем более 30 лет. Правда сейчас парадную форму надевает крайне редко, по его словам, «не люблю привлекать внимание».
- На флот попал, вобщем- то, случайно. Я - абсолютно местный сухопутный человек, мать - ивановка, отец - из Комсомольского района. Когда пришло время отправляться в армию, он меня напутствовал: «Будут предлагать флот, соглашайся сразу - ведь я там прослужил немало лет и знаю, что это такое».
Так очутился в Ленинграде в Высшем военно-морском инженерном училище имени Фрунзе. Там все было впервые: и строгая форма, и особый распорядок дня, и там же впервые отметил День военно-морского флота. Торжественный ритуал, а потом команда (есть такая) - курсантам петь и веселиться.
Оглядываясь на годы службы, иногда анализируешь, чем же они обогатили тебя? Во - первых, научили любить людей, надеяться на них, чего нам порой не хватает в жизни. Если бы наши руководители различных уровней почувствовали на себе корабельный быт, многое у нас было бы иначе.
И еще, как это не покажется странным, флот укрепляет семейные отношения. С моей женой Ольгой я расписался сразу после окончания училища и с тех пор вместе. Скрывать не буду, бывало тяжело. Иногда встречались за лето раза два, а морские походы иногда длились по 7 - 9 месяцев. Это настоящее испытание для любви и верности, а без них на корабле не прожить.
- Естественно, ваша морская биография складывалась из определенных этапов, которые стали частичкой жизни.
- Пожалуй, главный - это участие в строительстве, спуске на воду и первом плавании тяжелого авианесущего крейсера «Новороссийск». Строили его в Николаеве, а затем отправили корабль на Тихоокеанский флот Длина «Новороссийска» была 240 метров, ширина - около 30, полетная палуба - размером с футбольное поле. Мы как - то подсчитали: длина всех его проводов, кабелей в 42 раза превысила длину экватора. Экипаж корабля - а это около тысячи человек - был способен решать любые поставленные задачи.
С первых дней у нас сложился сплоченный коллектив, мы были вместе не только в море, но и на суше. Нас, молодых офицеров, сблизил корабль, весь экипаж был единой дружной семьей.
К сожалению, в настоящее время «Новороссийска» нет в списке кораблей военно-морского флота России, как у нас в шутку говорят, продали на иголки. Причина одна: удовольствие содержать такой корабль весьма и весьма дорогое.
Мне пришлось совершить два похода вокруг Африки. Вот здесь из рук Нептуна получил грамоту о переходе через экватор. К этому празднику готовились заранее: черти, водяные, русалки - все веселились, как дети. Обязательный проход через «чистилище», натягивался большой тент, который обливался мазутом. Словом, впечатления незабываемые.
- Приходилось ли Вам участвовать в боевых операциях?
- В 1988 году служил на большом противолодочном корабле «Адмирал Захаров». Персидский залив. Танкерная война. Тогда в составе конвоев мы провели 54 наших судна с нефтью. Заминированное водное пространство, корабли и самолеты противника - все, как на настоящей войне.26 ходок совершили мы в Персидском заливе и всегда были готовы защищать наши гражданские танкеры.
Сейчас в России образован клуб участников конвоя, и я горжусь, что в прошлом году меня отметили специальной памятной медалью.
- Случались ли в плаваньях нештатные ситуации?
- Военный корабль - это особая боевая единица, где невозможно все просчитать, заранее знать ответ на каждый вопрос. Еще Петр первый писал: «Не держись Устава, яко слепой стены, ибо там порядки и правила писаны. А времен и случаев нет». Пожары - были, вертолеты - падали…Шторм в Бискайском заливе. Высота волн такая, что вода заливала трубы, лопались мачты. Но в борьбе со стихией мы всегда выходили победителями.
Не надо забывать, что во время плаванья практически постоянно случаются различные тревоги. Представьте, если температура воздуха на палубе +45, то до каких же параметров она доходит в машинном отделении?
Распорядок дня на корабле постоянен - подъем в 6 утра, отбой в 23, после обеда, так называемый, «адмиральский час» - отдых для команды. Вахтенная служба несется постоянно, самая тяжелая - «собачья» - с 3 ночи до 7 утра - это вам скажет каждый моряк.
Что снится в море? Здесь надо говорить несколько о другом. Очень меняется психология человека. Длительное пребывание в замкнутом пространстве, общение с ограниченным кругом людей, и где-то спустя месяца три автономного плавания появляется бессонница, главное, заставить себя поспать хотя бы часа три в сутки. Какие уж там сны!
Верят ли моряки в приметы? Честно скажу, да. Корабли не выйдут на учения в понедельник, а если они еще выпадают на 13 число - это самое страшное совпадение. Женщина на корабле - к несчастью и так далее, и так далее. Это морские традиции, корни которых уходят в далекое прошлое.
Кстати, о традициях. Мы гордимся и любим свою военно-морскую форму - красивая и очень благородная. Сочетание черных и желтых цветов и ничего лишнего. В отличие от армейской она за последние 50 лет не изменялась ни разу.
- Уйдя в запас, вы серьезно занялись военной историей, в частности, историей российского флота
- Она меня заинтересовала, когда еще был курсантом училища. Без истории не поймешь день сегодняшний. Вспомним русских адмиралов Нахимова, Макарова , Ушакова, нашего современника Николая Кузнецова, личность, которой нет равной в истории современного флота. Трижды он получал звание Адмирала Советского Союза, становился в какие - то времена неугодным Генеральному штабу и все- таки вновь возвращался на высокие должности. Это ли не пример верности морскому делу!
- Наша военно-морская база в Крыму Вам знакома не понаслышке, все- таки два года службы в Севастополе
- Севастополь - один из центров российской славы, и то, что он вновь стал нашим - вполне закономерно. Символ флотского мужества, отваги, город был, есть и будет оплотом нашего государства на Черном море, традиции дедов и отцов находятся в надежных руках.
- Старая песня из фильма «Дети капитана Гранта»: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка- это флаг корабля…». Согласны?
- Еще бы. В свое время перед выходом в длительное плаванье адмирал Николай Кузнецов заходил в кают- компанию, общался с командой. Если хорошее настроение, улыбки на лицах - значит, все будет все в порядке, не видит оптимизма- что- то не ладится. Уже сейчас на гражданской службе я следую этим традициям. Есть оптимизм в коллективе - будет все в порядке.
Вообще- то моя любимая песня, которую в свое время спел Леонид Утесов: «Моряк не плачет и не теряет бодрость духа никогда». Она, кажется, написана про меня. Даже сейчас, спустя время, мне порой не хватает этой корабельной жизни, шума вентиляторов, неповторимого запаха моря - того, что вместило в себя понятие - Военно-Морской флот России.
Юрий Комаров